Навигация
Информация
Ломоносовский район, деревня Низино,Центральная улица, дом 1
Схема проезда
(812) 331-45-48(812) 249-92-59
Отзывы
Игорь Трубников
Встретили с женой Новый 2016-й год в green hotel !Огромное спасибо Ариадне Витальевне...
Нижний парк Петергофа
Когда говорят о Петергофе как о «жемчужине искусства», то имеют в виду прежде всего Нижний парк. Этот замечательный парковый ансамбль с его архитектурными памятниками, фонтанным и скульптурным украшением и принес мировую славу городу.
Парк расположен на узкой прибрежной полосе и занимает площадь 102,5 гектара, простираясь до естественной террасы. Он ничем не отделен от залива, и, если смотреть на него сверху, возникает отчетливая иллюзия: это море, окрасившись в зеленый цвет, несет свои волны к подножию холма, на котором стоит дворец.
Петр I, по чьему замыслу создавался этот парк, очень гордился тем, что его сад — приморский. Поэтому для оформления парадного въезда в свою резиденцию он приказал вырыть канал, ведущий прямо к парадному дворцу, а склон украсить каскадами. Все это должно было подчеркивать тесную связь сада с морем, их нераздельное единство. Этой цели служили и многочисленные фонтаны, символизировавшие владычество России над морем.
Они наполняли все аллеи парка шумом клокочущей воды и словно вторили шуму волн, бьющих о берег. «Петергоф как бы родился из пены морской, как бы вызван к жизни велением могучего морского царя, — писал об этой особенности Нижнего парка русский художник А. Бенуа. — Петергоф — резиденция царя морей. Фонтаны в Петергофе не придаток, а главное. Они являются символическим выражением водного царства, тучей брызг того моря, которое плещется у берегов Петергофа».
Архитектурно-планировочным центром Нижнего парка является Большой дворец. Его центральной оси соответствует прямая линия канала, рассекающая парк на две почти равные части: восточную и западную. Симметрично в ту и другую части паркового массива от дворца, а вернее от двух цветников, лежащих по обеим сторонам ковша канала, веером отходят четыре аллеи. Они ведут к берегу моря: западные — к «Эрмитажу», восточные — к «Монплезиру».
Другая система аллей берет начало на западной окраине парка, у дворца «Марли». Отсюда пучком выходят три луча дорог, пересекающих парк с запада на восток. Это Малибанская, Марлинская и Березовая аллеи. Первая из них заканчивается у Монплезира, Березовая — у Римских фонтанов; они соединяются между собой поперечной Монплезирской аллеей, образуя равнобедренный треугольник, вершиной которого является дворец «Марли».
Прибрежная Малибанская дорожка в восточной ее части была создана на искусственном валу. Обсаженная ольховыми шпалерами, окаймленная деревянной балюстрадой, она являлась одной из самых живописных дорог сада. Свое название она получила со времен Петра I. В собственноручных повелениях царя, озаглавленных «Что надлежит делать в Петергофе и доделать», есть подробные указания об устройстве «игровых мест».
И вот одно из них: «Сделать игры к весне следующие, а где ставить, покажу места: 1. стол долгий, почему бросают литусы, 2. девять окошек, в которые катают шарики, 3. доски и столбы изготовить к этой игре (четыре шара гоняют молотами), называемую «малибанк». Довольно распространенная в Европе игра в малибан — разновидность бильярда — в начале XVIII века стала модной и в русском обществе. В Нижнем парке Петергофа малибан установили на прибрежной аллее. Отсюда и пошло ее название Малибанская.
Тройная Марлинская аллея является продольной осью парка. Она начинается от пруда перед дворцом «Марли» и упирается в каменную стену на восточной границе Нижнего сада. Ее длина — два километра. Вплоть до середины XVIII века в конце аллеи стоял охотничий павильон «Темпль» — дальше начинался заповедный зверинец. Входы на Марлинскую дорогу у канала были украшены четырьмя мраморными вазами. Две такие же вазы были установлены и в начале аллеи, у пруда. В XVIII веке через канал против аллеи был сооружен подъемный мост.
На плане парка, составленном в 1739 году, Марлинская «першпектива» показана одинарной. Боковые аллеи сделаны во второй половине XVIII века. Средняя ее часть была вымощена мелким щебнем из гранита и предназначалась для верховых прогулок и езды в экипажах. Боковые дорожки, отделенные рядами лип от центральной, имели набивку из крупнозернистого светлого песка. По ним совершались пешеходные прогулки.
Марлинская магистраль была всегда наиболее многолюдной, особенно в дни торжественных праздников и больших царских приемов. Прорезая весь парк, Марлинская аллея пересекает не только канал, но и радиальные лучи дорог, идущих от Большого дворца к Монплезиру и «Эрмитажу». На месте их пересечения в восточной части парка стоит фонтан «Адам», в западной — фонтан «Ева». Оба фонтана, расположенные симметрично по отношению к Большому дворцу и каналу, являются центрами планировки прилегающих к ним участков. От них звездообразно расходится по нескольку аллей.
Строго геометрическая планировка аллей, симметрия в расположении тех или иных декоративных или архитектурных сооружений характерны для регулярных, французских парков XVIII века.
Кроме центрального ансамбля — Большого дворца с каскадом и каналом — в Нижнем парке имеются художественно законченные архитектурно-парковые ансамбли, каждый из которых включает дворец, сад, фонтан. Это — «Монплезир» с прилегающим садом, «Марли», район «Большой оранжереи». Наличие таких в какой-то мере самостоятельных участков позволило в парадном увеселительном парке сделать и хозяйственные уголки: близ «Большой оранжереи» был разбит плодовый сад и устроены парники; теплицы «для поваренных трав» имелись у Монплезира; дворец «Марли» во многом походил на благоустроенную усадьбу рачительного хозяина.
На территории Нижнего парка в Петродворце было вырыто также несколько прудов. Устройство их вызывалось не только эстетическими соображениями, но и потребностями в осушении местности. Они служили также для разведения рыбы.
Законченные архитектурно-парковые ансамбли и пруды гармонически вплетались в общую планировку парка, не нарушая его художественной целостности.
Несколько слов о прошлом парка
Закладка его была начата в 1714 году, и работы особенно интенсивно шли первые десять лет. Строители удачно включали в парковый пейзаж существовавший на участке лес, оставляя в отдельных местах небольшие рощи. Но основу зеленого массива составили обширные посадки различных пород деревьев. Имевшийся в Стрельне питомник не мог обеспечить паркостроителей саженцами. И посадочный материал привозили из разных мест России, из-за границы. Так, сорок тысяч ильмов и кленов доставили из Московской губернии, шесть тысяч буков — из Ростова, яблони — из Пруссии, барбарис и розовые кусты — из Данцига и Ревеля. Петр I требовал присылки кедров из Сибири, а также писал русскому резиденту в Реште о доставлении в Петербург по одному экземпляру всех деревьев, растущих на южном берегу Каспийского моря.
Особенно много липовых деревьев привезли из угодий новгородских монастырей. Было приказано липы бесплатно выкапывать и на баржах доставлять в Петергоф.
Многочисленная садовая команда, в которой порой насчитывалось до двухсот человек, производила не только посадки, но и оформление зеленых залов и крытых аллей, украшала садовые беседки, в ее ведении было и содержание теплиц, оранжерей, где в зимнее время укрывали от холода теплолюбивые растения, высаженные в кадках.
Особенно большого труда требовала фигурная стрижка деревьев — обязательное условие регулярного парка. Знаменитый мастер Л. Гарнихфельт и его помощники — садовники из подмосковных дворцовых сел Коломенского и Измайловского — выполнили гигантский труд, осуществив первое декоративное оформление зеленого массива Нижнего парка в Петергофе, т.е. фигурную стрижку деревьев и кустарников.
Немаловажной заботой мастеров-садовников являлась и разбивка многочисленных партерных цветников. Цветники сложным узором украшали площадки вокруг многих фонтанов, тянулись вдоль канала, затейливыми коврами расстилались перед «Монплезиром» и другими дворцами. Основой многих цветников являлись сыпучие материалы, преимущественно песок, на который наносили слой разноцветных стекол, мраморную крошку. Аллеи между цветниками мостили цветным кирпичом. Представление о партерах XVIII века дают нам ныне Большие цветники, расположенные по обеим сторонам ковша Большого каскада.
Содержание и охрана зеленого массива приморского сада стоила больших средств и забот. Для ежегодных подсадок деревьев и кустарников, для рытья и очистки прудов, подсыпки аллей и прочих садовых работ к Петергофу было приписано несколько близлежащих деревень с крестьянами.
Сохранились любопытные документы, свидетельствующие о том, какие меры приходилось принимать для охраны садов. 20 августа 1761 года садовый мастер Василий Башловский подал в Петергофскую контору рапорт с указанием на то, что многие Петергофские жители содержат коров, коз, свиней и лошадей без всякого присмотра, «коя скотина ежедневно заходит в сады и немалые в садах цветникам и партерам и прочим местам чинит повреждения, а более свиньи разрывают цветники». Контора реагировала на донесение мастера довольно быстро, и 23 августа в «пристойных местах» были вывешены объявления, «чтоб обыватели тот скот беспастушно не выпускали, а ежели выпускай и в сады заходить будет, то в силу данной состоящему на карауле обер-офицеру инструкции лошади употребляемы будут в казенные работы, а козы, свиньи и коровы убиты и отданы на котел караульным солдатам».
17 декабря 1843 года садовый мастер П. Эрлер доносил, что «по всем Петергофским казенным садам ходят зайцы и портят разные деревья и кусты», и просил разрешения выделить двух учеников для «битья из ружьев оных зайцев».
В начале XVIII века, когда деревья были невысоки, от Большого дворца просматривался не только весь парк, но и открывался широкий обзор на Петербург, залив и Кронштадт. В 1769 году подстрижку деревьев прекратили, просветы аллей стали очень узкими, оказались затемненными многие цветники. Теперь залив просматривался от Большого дворца лишь через канал. После прекращения подстрижки деревьев начали упрощать оформление парка.
Так исчезли многочисленные трельяжные решетки, садовые беседки. Парк стал пейзажным, сохранив, однако, свою первоначальную регулярную планировку и фонтаны.
В XIX веке зеленый массив парка развивался стихийно, за счет самопосева и бессистемных подсадок. Уход за парком в основном сводился к поддержанию чистоты и опрятности аллей. В это же время на его окраинах появились извилистые аллеи, густые куртины и другие элементы пейзажного парка.
В годы Советской власти в парке велись большие работы по реставрации планировки, архитектурных сооружений и фонтанов. В связи с этими работами были удалены разросшиеся ели вдоль Морского канала, скрывавшие Аллею фонтанов, снесены кустарники сирени у ковша перед Большим каскадом и Воронихинскими колоннадами, расчищены дороги.
В период Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики нанесли Нижнему парку Петергофа тяжелые повреждения. За время своего хозяйничанья гитлеровцы из тридцати тысяч вековых деревьев уничтожили более десяти тысяч. На Марлинской аллее, в восточной ее части, на протяжении одного километра из вырубленных лип сделали завал. Парк изрыли траншеями, ходами сообщения, опутали колючей проволокой и густо заминировали. Боясь высадки десанта со стороны Кронштадта, на прибрежной полосе оккупанты соорудили непрерывную цепь огневых точек.
За послевоенные годы здесь проведены значительные реставрационные работы. Восстановлены три дворца-музея, сто сорок фонтанов и три каскада. С каждой весной парк пополняется зелеными насаждениями. Воссозданы цветники у Монплезира, Большого дворца и каскада «Шахматная гора». Для цветочного оформления характерно наличие большого количества луковичных, лекарственных ароматных трав, роз. В устройстве цветников использованы сыпучие материалы — песок, битое стекло, мраморная крошка.
В Нижнем парке Петродворца насчитывается более двадцати восьми тысяч деревьев, большая часть которых имеет возраст свыше восьмидесяти — ста двадцати лет. Зеленые насаждения включают тридцать четыре вида древесных пород: липа, дуб, клен, ясень, туя, ель, береза, черная ольха, а также отдельные экземпляры каштанов, пихт и лиственниц.
В наши дни этот парк является одним из популярнейших мест для прогулок и фотосессий после празднования свадьбы.