Большой дворец

Навигация



Информация

Ломоносовский район, деревня Низино,
Центральная улица, дом 1

Схема проезда

(812) 331-45-48
(812) 249-92-59

Система классификации отелей

Отзывы

Дмитрий

Благодарю за всё, большое спасибо!


Все отзывы

Большой дворец Петергофа

Главным архитектурным сооружением Петергофа является Большой дворец. Он расположен на краю естественной террасы и является связующим центром двух парков — Нижнего и Верхнего. Его главный фасад обращен в сторону моря, откуда в пору Петра I был парадный въезд в резиденцию. Здание дворца вытянуто вдоль склона холма. Четкие линии фасада делят его на отдельные части: центральную, состоящую из трех этажей; застекленные галереи и два флигеля — западный, увенчанный гербом Российской империи, и восточный, церковный.

Центральный корпус дворца завершен серебристо-серой крышей, которая имеет сложную конфигурацию и значительно увеличивает высоту, усиливает впечатление парадности здания. Ее глубоко расчлененный силуэт особенно эффектно вырисовывается на фоне неба, если на дворец смотреть снизу, со стороны моря. Крышу венчает золоченая ваза, поддерживаемая фигурами гениев.

Большой дворец Петергофа

Светлые галереи с большими окнами, открытые террасы с нарядной балюстрадой подчеркивают летний характер постройки. Сияющие золотом главы куполов с гигантскими гирляндами на них перекликаются с оформлением Большого каскада и золотыми куполами мраморных колоннад у канала. Все это придает сооружению необычайную пышность.

Белые пилястры на фоне стен брусничного цвета, фигурные наличники, треугольный и полуциркульный фронтоны украшают фасад здания. В центральном фронтоне изображен щит, на котором в обрамлении военных доспехов выступают рельефные монограммы Петра I. Над окнами второго этажа укреплены разнообразные картуши — лепные украшения в виде щита, обрамленного завитками. Фасад церковного флигеля декорирован головками ангелов. В центре фасада главного корпуса — небольшой балкон с ажурной металлической решеткой, в узоре которой имеются вензеля Петра I и императрицы Елизаветы. Мелко остекленные окна, рустовка на стенах нижнего этажа роднят дворец с другими памятниками той эпохи.

Со стороны Верхнего сада фасад главной части дворца имеет вид буквы «П» благодаря отходящим к югу на море и можно рассмотреть вдали — направо Петербург, а несколько левее — Кронштадт. Комнаты вообще малы, но недурны, украшены хорошими картинами и уставлены красивой мебелью. Почти весь верхний этаж, сделанный по центральной оси дворца, занимал двухсветный зал, предназначенный для приемов. Его окна выходили на север и юг. Из южных окон перед взором гостей раскрывался зеленый простор партеров Верхнего сада, а из северных — весь Нижний парк с его фонтанами и дворцами, строгими линиями аллей, весь канал и каскад, залив и морские дали. Строгое убранство зала подчеркивало торжественность его, деловитость: стены были заделаны дубовыми панелями и затянуты штофом.

Четыре французских гобелена и несколько картин в черных и золоченых рамах не нарушали общего стиля, как и богатый плафон, выполненный в сдержанной цветовой гамме. Его содержание заключалось в прославлении могущества самодержавия, процветания в государстве Петра I наук, искусств, торговли, правосудия. На нем изображены — Минерва (богиня мудрости), Меркурий (покровитель торговли), Фемида (богиня правосудия), Церера (богиня плодородия), мифический конь Пегас, выбивающий копытом струю — источник вдохновения. Сидящая на скале мужская фигура в мантии со скипетром, видимо, олицетворяла самого императора. Парящий рядом амур держит в руках знамя с двуглавым орлом — гербом Российской империи.

Рядом с залом находился парадный кабинет Петра I с его личной библиотекой. Достопримечательностью этой небольшой комнатки с высоким потолком являлась ее дубовая отделка. Светлым дубом облицованы все стены сверху донизу. Эта облицовка служит как бы обрамлением трех зеркал и четырнадцати резных панно, расположенных в стенных проемах и на дверях. Смелое сочетание самых неожиданных линий и форм, исключительное мастерство резьбы, необычайная гармония всего ансамбля ставят панно петровского парадного кабинета в ряд великолепных произведений прикладного искусства.

Видимо, основной идеей этого оригинального убранства являлось прославление личности Петра I, его «деяний». Символы войны, наук, искусств, торговли, знаки царской власти заполняли панно. На одном из них был помещен овальный медальон с профильным изображением самого царя. Кабинет Петра I сохранялся в XVIII—XIX веках как реликвия, связанная с памятью первого русского императора. До нас дошли семь дубовых панно, остальные погибли в годы Великой Отечественной войны. Другие парадные покои также отличались небольшими размерами; главным украшением их служили картины европейских художников, китайские панно, декоративные ткани. Для церковных церемоний в летнее время восточнее дворца, в Верхнем саду Петергофа, была построена небольшая деревянная придворная церковь, западнее дворца установлен высокий флагшток с помещенным наверху гербом России — двуглавым орлом. На флагштоке поднимался императорский штандарт на все время присутствия царя в его резиденции.

Бурное дворцовое строительство, начавшееся в России в 40-х годах XVIII века, отразилось и на судьбе петергофского парадного дворца. Роскошь и пышность императорского быта, усложнившийся придворный церемониал, а главное стремление к показному богатству, изобилию побуждали Елизавету Петровну и ее приближенных к трате неисчислимых средств на возведение небывало пышных построек. Императрицу не удовлетворял и дворец в ее летней резиденции. Перестройка его была поручена В. Растрелли.

Большой дворец Петергофа

В творчестве В. Растрелли, создателя Смольного собора и Зимнего дворца в Петербурге, Екатерининского — в Царском Селе, отразился наивысший расцвет русского барокко.

Петергофский дворец — одно из ранних сооружений Растрелли. Но и здесь его необычайная талантливость сказалась во многом. Сохранив в принципе уже существовавший стройный ансамбль основного корпуса с примыкающими к нему галереями и флигелями, он с удивительным чувством пропорций изменил масштаб его, развернув эффектный фасад здания почти на триста метров вдоль склона над Нижним парком. По существу, дворец был построен заново, так как лишь центральная, петровская его часть была включена в новый трехэтажный корпус, появившийся на месте Верхних палат. От этого корпуса одна из галерей вела к флигелю, где были устроены покои для знатных гостей. На куполе флигеля Растрелли установил трехглавого вращающегося по ветру орла. При любом повороте он всегда виделся с земли как двуглавый. Орел был изготовлен из чеканной меди и имел вес шестнадцать пудов. Здание стало называться «флигелем под гербом».

Другая галерея заканчивалась таким же флигелем, внутри которого размещалась роскошная придворная церковь. Он назывался «церковным». Внешний вид его был значительно изменен Растрелли в процессе строительства. По приказу Елизаветы вместо одноглавого купола архитектор сделал пятиглавие, нарушив стройную симметрию архитектурных форм обоих флигелей.

Во внешней отделке здания заметно бережное отношение Растрелли к традициям своих предшественников. Фасад дворца декорирован очень сдержанно: белая лепка оконных наличников и фронтонов, белые пилястры и рустовка, холодный тон окраски сложной кровли, в чем-то напоминающей многоступенчатые шатровые крыши петровских дворцов. Лишь в оформлении боковых флигелей словно вырвались на свободу то праздничное «буйство» и упоение роскошью, которые так характерны для Растрелли.

Внутри здания архитектор сохранил в неприкосновенности лишь несколько комнат старых палат, перепланировав и переделав все остальные залы. Необычайно щедро Растрелли использовал здесь многокрасочность барочного декора. Золоченая резьба по дереву, яркие плафоны, скульптура, зеркала, огромные люстры, наборный паркет сложных рисунков, белая лепка фризов, резная мебель — все было привлечено для украшения больших и малых интерьеров дворца, для создания впечатления небывалой роскоши и богатства российской императрицы. Десятки талантливых живописцев, мастеров выполняли замысел Растрелли, обогащая этот замысел своим творчеством и высоким искусством исполнения.

Большой дворец Петергофа

Парадную лестницу Растрелли поместил не в центре, а сбоку, со стороны Верхнего сада. Она вводила в длинную анфиладу больших приемных залов. Уже отделка самой лестницы преследовала цель — поразить гостей великолепием и пышностью «чертога царей». Украшения из двух золоченых резных кариатид как бы поддерживали на себе лестницу (кариатида — женская статуя, несущая на себе тяжесть какого-либо перекрытия). Красивым изгибом вели наверх три марша, окаймленные ажурной решеткой, на столбах которой стояли золоченые вазы с цветами.

На верхней площадке, в нишах и на беломраморных столбах решетки были установлены золоченые деревянные статуи, обозначающие Весну, Лето, Осень, Зиму. Обрамленная колоннами дверь увенчивалась пышным порталом с изображением царской короны посредине и двумя женскими фигурами по сторонам, которые олицетворяли верность и справедливость. Золоченая резьба и красочная роспись обильно покрывали стены. Всю композицию завершал плафон — на нем аллегорически изображалась императрица Елизавета в виде богини утренней зари Авроры, отгоняющей темноту ночи.

Огромное мастерство Растрелли-декоратора проявилось и в убранстве Танцевального (Купеческого) зала. Эффект этого «интерьера заключался прежде всего в том, что архитектор украсил ложные окна и простенки одной стороны длинного зала огромными зеркалами. В них отражалось изображение действительных окон, бывших на противоположной стороне. Таким образом достигалась полная иллюзия двухсветности зала. Золотой блеск ажурной резьбы контрастировал с белизной стен, живописные медальоны над зеркалами и грандиозный плафон обогащали интерьер игрой красок. По сторонам зеркал и оконных проемов были вделаны резные золоченые бра. Пламя свечей, размещенных на стенах зала, многократно повторялось в зеркалах, и эта игра света создавала фантастически пышную картину.

С не меньшим блеском и роскошью были убраны и другие парадные помещения дворца, но судить о них точно сейчас нет возможности, так как после царствования Елизаветы Петровны многие интерьеры подверглись переделке. Без больших изменений сохранялись до 1941 года выполненные Растрелли Парадная лестница, Танцевальный зал, Статс-дамская, или Аудиенц-зал, а также надверные резные обрамления многих парадных покоев.

Большой дворец Петродворца был закончен в 1754 году. Здесь обычно устраивались официальные приемы, торжественные выходы царствующих особ, балы и маскарады. Торжественно отмечались здесь и победы русских войск в Семилетней войне с Пруссией. 27 августа 1759 года двадцать восемь прусских знамен, взятых в битве при Кунерсдорфе, доставили в Петергоф, причем «оные знамена несены были в середине команды (80 мушкетер) солдатами на правом плече, подтоком вверх. Знамена касались концами к земле и яко победительны волочены». После окончания церемонии знамена были помещены в залах Большого дворца.

В 70-е годы XVIII века, во время царствования Екатерины II, ряд парадных помещений капитально переделывается в стиле классицизма. Главным императорским архитектором становится в это время Фельтен. По его проектам заново декорированы Тронный и Чесменский залы, Столовая.

Главным элементом украшения теперь становятся лепные композиции. На фоне гладких светлых стен, имевших нежную окраску, белая лепка создавала впечатление благородной простоты, утонченности художественного вкуса. Так, украшением стен Тронного зала служили лепные изображения военных трофеев, дубовых и лавровых венков — символов победы и славы. Кроме того, большая роль в его оформлении принадлежала картинам. Над дверными проемами размещались четыре портрета венценосных предшественников Екатерины II: Петра I, императриц — Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы.

В овальных медальонах на стенах зала находились портреты ближайших родственников Петра I, что должно было указывать на преемственность Екатериной II политики первого русского императора. Четыре картины с эпизодами Чесменского сражения работы английского художника Райта прославляли русское воинство. Двенадцать хрустальных люстр придавали залу изысканность и роскошь. На специальном возвышении в конце зала находилось тронное кресло. Таким образом, все оформление интерьера преследовало ту же цель, что и ранее, — демонстрацию величия самодержавной власти.

Большой дворец Петергофа

Своеобразным музеем-памятником становится в эти годы так называемый Чесменский зал. Он посвящен блестящей победе русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря 26 июня 1770 года. Спокойная отделка его выдержана в классическом стиле.

Белая лепка стен, ясные, простые очертания фриза, строгие линии наддверных украшений — все это характерные фельтеновские черты. Тематика лепных украшений — турецкое оружие, султан, полумесяцы — связана непосредственно с содержанием больших полотен Гаккерта, включенных в общую архитектурную композицию зала.

Немецкий художник Гаккерт по заказу Екатерины II выполнил двенадцать картин с изображением различных эпизодов русско-турецкой войны, и главным образом морского сражения при Чесме. Императрица преследовала цель создать очередной памятник «своим делам» и ради этого даже не остановилась перед уничтожением одного из кораблей своего не столь уж многочисленного флота. Когда Гаккерт заявил при осмотре его эскизов, что он никогда не видел взрыва корабля и потому не мог хорошо изобразить это, было ниспрошено высочайшее разрешение Екатерины II на инсценировку настоящего взрыва. С этой целью фрегат «Святая Варвара» вывели из строя русской флотилии, стоявшей в итальянском порту Ливорно, начинили бочками с порохом и взорвали на рейде. Это необычайное событие явилось громкой сенсацией и обсуждалось во всех странах Европы.

По проекту Фельтена переделывается в 70-е годы XVIII века и Столовая. Стены ее, расчлененные на прямоугольники, были убраны лепными рельефами. На этих своеобразных натюрмортах изображались фрукты, рыба, всякая снедь, гирлянды цветов и листьев. Удивительно изящные сочетания белых лепных рельефов с нежно-зеленой окраской стен и ровным белым потолком придавали большому залу строгую торжественность.

Замечательные печи из белых изразцов по рисунку Фельтена, хрустальные люстры над столом не нарушали этого общего настроения. В люстрах во время званых обедов зажигалось до двух тысяч свеч. В зале проходили торжественные церемонии, продолжавшиеся по нескольку часов подряд. В 1778 году переделывается Приемный зал бывшего петровского дворца.

Большой дворец Петергофа

Пьетро Ротари жил в России с 1756 по 1762 год. После его смерти императрица приобрела триста шесть-десять восемь его портретов, чтобы оформить «Кабинет мод и граций» в Большом дворце. За коллекцию было уплачено семнадцать тысяч рублей золотом.

Портреты расположили по стенам зала сверху донизу, вплотную друг к другу, разделив их лишь тонкими рамками. Они составили главный элемент украшения. Сохранившаяся со времен Растрелли богатая золоченая резьба на белоснежных дверях и каминах служила контрастом по отношению к спокойной цветовой гамме картин, оживляла общую композицию.

В царствование Павла I, в 1799 году, начальнику Петергофского дворцового правления было приказано против флигелей дворца, со стороны Нижнего парка, на уровне балюстрад установить деревянные флагштоки. Известно, что император Павел I покровительствовал католическому ордену, был его почетным магистром и предоставил членам ордена убежище в России после их изгнания с острова Мальта Наполеоном в 1798 году. С вступлением на престол Александра I флагшток у «флигеля под гербом» был снесен. Против церковного флигеля деревянный флагшток позже заменили металлическим, сохранившимся до наших дней.

В 1846 году по распоряжению Николая I восточное крыло дворца, выступающее в Верхний сад, было перестроено архитектором Штакеншнейдером к свадьбе дочери Николая I Ольги с принцем Вюртембергским. В это время надстраивается третий этаж над восточным флигелем, и последний по высоте становится равным западной части. Эта надстройка внесла полную завершенность в общую гармонию всех объемов здания. Восточный флигель получил название «Ольгинская половина».

Большой дворец Петергофа

После Великой Октябрьской социалистической революции дворец был превращен в историко-бытовой музей. Вплоть до 1941 года его посетители могли видеть сохранившееся убранство некоторых петровских кабинетов, парадных покоев Елизаветы — творение В. Растрелли, торжественных залов, выполненных Фельтеном. Во время Великой Отечественной войны этот уникальный памятник мирового искусства был сожжен, а его центральную часть гитлеровцы взорвали в 1942 году.

После окончания войны по решению Совета Министров СССР началось восстановление Большого дворца. Выполнение этой нелегкой задачи равноценно подвигу тех, кто в первые дни войны под бомбами и рвущимися снарядами спасал уникальные произведения петергофских дворцов-музеев. Прежде всего пришлось проделать большую исследовательскую работу, определить характер и принципы воссоздания этого архитектурного памятника.

Сегодня дворец воссоздан во всей своей красе, привлекая туристов и организаторов свадеб.