Навигация
Информация
Ломоносовский район, деревня Низино,Центральная улица, дом 1
Схема проезда
(812) 331-45-48(812) 249-92-59
Отзывы
Анна
Спасибо Марине и Юле за добросовестное обслуживание, всё было классно! Рекомендуем...
Английский парк Петергофа
Всячески рекламируя свой «европеизм», Екатерина II писала французскому философу Вольтеру: «Я страстно люблю теперь сады в английском вкусе, кривые линии, пологие скаты, пруды в форме озер и глубоко презираю прямые линии. Ненавижу фонтаны, которые мучают воду, давая ей течение, противное ее природе».
Следуя новой моде, императрица приказала заложить в Петергофе новый парк с дворцом. Его распланировал в 1779 году садовый мастер Медерс, общую композицию со всеми архитектурными сооружениями разработал только что приехавший в Россию зодчий Кваренги. В закладке и оформлении нового парка принимал участие и русский мастер Гаврилов.
Парк в английском стиле был расположен в километре на юго-запад от Большого дворца, на том месте, где в середине XVIII века находились угодья «Кабаньего зверинца». Ряд прудов, вытянутых с юга на север, шлюз с небольшим водопадом, естественный овраг, дикий лес составили основные элементы его оформления. Пейзаж дополнили извилистые линии дорог, разнообразные мостики, беседки.
Самой интересной достопримечательностью нового парка, пожалуй, явился дворец-сюрприз «Березовый домик». Это одноэтажное деревянное здание по внешнему виду напоминало большую избу. В отделке его нарочито подчеркивалась простота, бедность и даже убожество. Стены дома были покрыты березовой корой, крыша — соломой, окна завешаны рогожами. Но каково же было изумление гостей, когда они входили в этот «убогий дом»: перед их взором представала роскошная по убранству и отделке анфилада покоев.
«Березовый домик» состоял из семи комнат и овального зала, превосходно расписанного акварельными красками. Главным украшением интерьеров служили различные по форме и размерам зеркала, которых насчитывалось здесь 598. Вмонтированные в стены, они обрамлялись трельяжными сетками из искусственных цветов и листьев. Такая же изящная сетка окружала зеркальные плафоны.
Система зеркал, расположенных на стенках и потолках, создавала впечатление необъятного пространства. Казалось, что бесконечный лабиринт тянется во все стороны. Некоторые зеркала искажали изображение предметов, придавая комический вид фигурам людей, они приводили в восторг посетителей, а иных в немалый ужас. В одном из старых путеводителей по Петербургу и его окрестностям так говорится о сюрпризах Березового домика: «Все здесь находящееся уменьшается, но многие предметы также представляются в столь великом отдалении, которые бы за 30 сажен и более почесть надлежало. Кажется, будто находишься в весьма пространном, многообразно расположенном дворе. Изумление, в которое приводимы бывают, столь велико, что иные зрители в обморок падают и на открытый воздух выходить должны».
В конце лета 1871 года в Английском парке Петергофа по проекту Кваренги началось сооружение «Нового петергофского дворца». Строительство в Петергофе было для итальянского архитектора первым заказом в России. Впоследствии он прославил свое имя в нашей стране такими творениями, как Александровский дворец, «Концертный зал» в Царском Селе, Смольный институт в Петербурге и другие. Каменная кладка дворца (вскоре получившего название Английского) закончилась в 1787 году. В следующее лето здание было выстроено вчерне и перекрыто кровлей. Но война с Турцией помешала его завершению. Лишь через четырнадцать лет после закладки Кваренги окончил постройку. Английский дворец — одно из лучших произведений выдающегося зодчего второй половины XVIII столетия, выделялся в средней части портиком в восемь колонн.
Главный фасад дворца, почти лишенный скульптуры, под треугольным фронтоном. Первый, цокольный этаж был выделен гранитной облицовкой: второй этаж с наибольшей высотой помещений подчеркивался на фасаде высокими окнами; верхний этаж имел низкие окна.
Массивный дворец был поставлен на небольшом искусственном холме у пруда. Обращенный своим главным фасадом к пруду, он четко отражался в гладкой поверхности воды и, «удваиваясь», приобретал необыкновенную стройность.
Парадные залы были убраны в сдержанной манере, без особой роскоши; здесь находились картины, а также портреты европейских монархов, русских императоров и императриц.
Во дворце хранился столовый сервиз на пятьдесят персон, исполненный по заказу Екатерины II в Англии. В заказе было условие: исполнить сервиз из тонкого фаянса цвета сливок и изобразить на нем различные виды городов и пейзажей Англии, не повторяя рисунка. Всего было изготовлено 952 предмета разнообразных по форме и назначению — полный сервиз для обеда и десерта. На столовых предметах сервиза нанесено коричневой краской 1244 вида Англии 60—80-х годов XVIII столетия. Но один рисунок повторяется на каждом предмете — изображение зеленой лягушки. Эта своеобразная эмблема была сделана по желанию Екатерины и объяснялась следующим образом: первоначально сервиз предназначался для Чесменского дворца, который строился близ Петербурга, в местечке с финским названием Кикирейскино — лягушечье болото; изображение лягушки должно было символизировать принадлежность данного сервиза хозяйке Чесменского дворца. Ныне веджвудский сервиз находится в Государственном Эрмитаже.
Кваренги составил проекты еще. двух небольших павильонов. Оба эти здания были свободно поставлены на некотором удалении по сторонам Английского дворца в Петергофе. Их строительство началось в 1783 году, но осталось незаконченным.
В 1796 году на престол вступил Павел I, стремившийся переделать все сделанное его матерью. Это сказалось на дворцово-парковом строительстве в Петергофе. Незаконченные павильоны в Английском парке были сломаны, а кирпич употреблен на сооружение конюшен. Английский дворец превратили в казарму. В нем разместили офицеров и солдат Елецкого полка.
В это время внутренняя отделка дворца была значительно повреждена. В 1804—1805 годах, в царствование Александра I, под непосредственным наблюдением Кваренги здание было подвергнуто капитальному ремонту.
Дворец никогда не был местом пребывания царствующих лиц. Вплоть до 1917 года он служил для размещения иностранных гостей, дипломатов, приезжавших на прием в Петергоф. Здесь также устраивались выставки картин, сервизов, публичные концерты. Так, 14 июля 1885 года в одном из залов состоялся концерт жившего тогда в Петергофе композитора Рубинштейна. Весь сбор с концерта поступил в пользу погорельцев города Гродно.
Многочисленные документы свидетельствуют о том, что в последние годы царской власти дворец и парк содержались плохо. Парк утратил единство своей планировки еще в 1864 году, когда железная дорога от Петергофа до Ораниенбаума рассекла его на две части. За железной дорогой началось строительство дач. К концу века в парке стали исчезать искусственные сооружения, начал изменяться характер древесных насаждений.
Во время Великой Отечественной войны на территории этого красивейшего в Петергофе уголка шли кровопролитные бои. Английский пруд и дворец в Петродворце оказались на линии фронта и вплоть до освобождения Нового Петергофа от оккупантов были «ничейными». Дворец уничтожили гитлеровцы, выпустив по нему девять тысяч тяжелых артиллерийских снарядов. От величественного здания, построенного на века, остались лишь груды развалин. Бомбежками, артиллерийскими обстрелами был опустошен парк. В последние годы он покрылся порослью лип и берез, кустарниками. Его планировка восстановлена лишь частично.